ВАНДОМСКАЯ ПЛОЩАДЬ (PLACE VENDOME)
Вандомская площадь застроена в конце правления Людовика XIV на месте владений герцога Вандомского (сына Генриха IV). Проект был разработан известным зодчим Жаном Ардуэн-Мансаром и предусматривал классическую схему «королевской» площади: нарядные особняки, образующие замкнутый прямоугольник, и конная статуя монарха в центре. Сначала была установлена статуя короля с гигантским париком на голове (одна из ее моделей хранится в Эмитаже), затем приступили к строительству зданий. Однако очень скоро королевская казна иссякла, и архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы спасти идею проекта: Мансар срезал углы площади и придумал «экономичную» форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком (с тех пор они называются «мансардами»).
В самом начале Революции бронзовая статуя короля была сброшена с пьедестала и переплавлена. При Наполеоне I на том же пьедестале была установлена Аустерлицкая колонна, позднее переименованная.
Владельцами особняков на «королевской» площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.
Особняки
№ 12: В 1770-х годах владельцем особняка был казначей морского флота барон Бодар де Сен-Джеймс, тот самый, что заплатил ювелирам 800 тыс. за изготовление знаменитого ожерелья королевы Марии-Антуанетты. В 1839-1849 гг. здесь находилась резиденция русского посла. В 1849 г. в течение четырех месяцев в особняке жил Фредерик Шопен (скончался здесь 17 октября).
С 1907 г. особняк принадлежит династии ювелиров Шоме. Один из них изготовил в свое время шпагу, императорскую корону и меч для Наполеона, тиару, подаренную Наполеоном папе римскому Пию VII, украшения для императрицы Марии-Луизы.
№ 13: бывший особняк Люильера, в период Второй империи – министерство юстиции. В 1795 г. на фасаде здания был укреплен мраморный метр-эталон, с тем чтобы парижане привыкли к новой мере длины.
№ 14: В 1814-1815 гг. здесь размещалось посольство России.
№ 15: один из самых роскошных отелей Парижа – «Отель Ритц». В числе его клиентов были американский писатель Скотт Фитцджеральд и принцесса Диана.
№ 16: здесь жил Франц-Антон Месмер – австрийский лекарь, прославившийся своей теорией и практикой «животного магнетизма». В 1780-х годах «весь Париж» стремился попасть на его сеансы лечения нервных болезней «магнитными флюидами», что позволило Месмеру нажить огромное состояние. Войдя во вкус, знахарь потребовал от французского государства... замок и крупную денежную сумму. По этому поводу была создана правительственная комиссия, установившая, что знаменитый целитель – всего лишь ловкий мошенник. В результате Месмеру пришлось спешно перехать в Англию. В свое время Россия также пережила период увлечения «месмеризмом».
№№ 17 и 19: принадлежали в XVIII в. семейству банкиров Кроза. Пьер Кроза и его племянник Луи-Антуан собрали богатейшую коллекцию западноевропейской живописи. По совету Дени Дидро русская императрица Екатерина II приобрела эту коллекцию. С тех пор полотна Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ватто из парижского особняка Кроза украшают залы петербургского Эрмитажа.
№ 23: в XVIII в. отель принадлежал шотландскому дельцу Джону Лоу. В 1725 г. предприимчивый шотландец открыл в Париже «Генеральный банк» и «Индийскую компанию», монополизировавшую освоение богатств далекой Луизианы. Акции компании шли нарасхват. Лоу втянул в авантюру множество доверчивых парижан, включая самого регента, который разрешил ему прибавить к названию банка слово «королевский». Ловкий шотландец тиражировал тоннами ничем не обеспеченные деньги и акции, пока среди парижан не началась паника: каждый хотел избавиться от обесцененных акций и банкнотов. Несостоявшиеся нувориши требовали, чтобы «продавец грёз» был наказан, и создателю первой в мире «финансовой пирамиды» пришлось бежать за границу.
Колонна
Колонна высотой 44 метра спроектирована по образцу знаменитой колонны Траяна в Риме, но выше ее почти на 14 метров. Бронзовый ствол колонны отлит из 1250 австрийских и русских пушек, захваченных войсками Наполеона в ходе Аустерлицкого сражения. На стволе – 76 барельефов с эпизодами военной кампании 1805 г. Мраморный пьедестал бывшей королевской статуи покрыт бронзовыми изображениями воинской амуниции и оружия австрийских и русских войск. По воле Наполеона, искавшего тогда союза с Россией, на колонне отсутствуют какие-либо упоминания о русской армии.
Колонна была сначала увенчана статуей Наполеона в тоге римского цезаря. В 1814г. статуя была снята союзниками, и использована (вместе с другой статуей Наполеона) для отливки конной статуи Генриха IV, установленной на Новом мосту, а на верху Вандомской колонны был укреплен белый флаг. В 1833 г. при короле Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона I – на этот раз в виде «маленького капрала».
Во время Парижской коммуны художник Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, настоял на том, чтобы Вандомская колонна («символ грубой силы и ложной славы») была демонтирована. При огромном стечении народа колонну столкнули с пьедестала на гигантскую подстилку из соломы и навоза. Эта акция дорого обошлась Курбе: после падения Коммуны его обязали восстановить колонну за свой счет. Художнику пришлось продать все свои картины и эмигрировать в Швейцарию, где он и провел остаток своих дней.
При Наполеоне III на колонне была установлена новая статуя Наполеона I в тоге римского императора. Статуя «маленького капрала» стоит теперь во дворе Дома Инвалидов.