Дворец Венеция. Национальный музей дворца Венеция. Музей Чере. Базилика Сан-Марко

Дворец Венеция. Национальный музей дворца Венеция. Музей Чере. Базилика Сан-Марко, Рим, Италия

Западную строну площади Венеция занимает дворец Венеция (Palazzo Venezia, 1455). Здание построено для венецианского кардинала Пьетро Барбо, будущего Папы Павла II. Ранее считалось, что фасад здания проектировал арх. Л.К.Альберти, однако в последнее время его приписывают флорентийцу Дж.да Майано. Здание декорировано гвельфскими прямоугольными зубцами (гибеллины украшали стены построек зубцами в форме ласточкиного хвоста, как на стенах Московского Кремля. Такими зубцами украшено здание напротив дворца Венеция). Ассиметричные окна - наследие средних веков: в ту пору считалось, что в окна, расположенные на одинаковом расстоянии, могут влететь злые духи. В XVI в. дворец занимал посольство Венецианской Республики, после падения Наполеона - посольство Австро-Венгрии, а по окончании Первой мировой войны здание стало собственностью государства и служило резиденцией фашистского правительства. С небольшого балкона любил произносить речи диктатор Муссолини, поэтому горожане до сих пор называют его "балконом Муссолини".
Ныне во дворце размещаются два музея: Национальный музей дворца Венеция (Muzeo Nazionale do Palazzo Venezia, часы работы вт-вс 08.30-19.30, пн, 25 дек, 1 мая, 15 авг.закр.) - это главный римский музей декоративного искуства, и Музей Чере (Museo delle Cereб вход со стороны P.dei Santi Apostoli, ежедн. 09.00-20.00), где помимо восковых фигур воссоздан интерьер последнего кабинета Муссолини.
В комплекс дворца Венеция входит древняя базилика Сан-Марко (Basilica di S.Marco. IV в., реконстр. в IX в., часы работы пн-вс лето 07.00-12.30 и 17.00-19.30, зима 08.00-13.00 и 16.00-19.00), построенная по приказу Папы Александра VI Борджа, ранее находившееся в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (CHiesa di S.Maria del Popolo).
В храме (у входа) в мраморной колонне выдолблена чаша для святой воды. На ней сохранились древние письмена. Главная достопримечательность церкви - мозаика апсиды (IX), где Христос изображен в византийской манере на золотом фоне в окружении евангелиста Марка, Папы Марка и других святых.
В XV в. базилика Сан-Марко стала приходской церковью венецианцев в Риме. К этому времени относится великолепный кессонский потолок, украшенный золотыми розетками и гербом Папы Павла II. На полу и кафедре видны остатки работ, выполненных в стиле косматеско. Под алтарем покоятся мощи Папы Марка. В церкви есть много интересных надгробий: например, справа от лестницы надгробие Пезаро, выполненное Канавой (первая римская мастерская скульптора располагается в здешнем дворе). В крипте сохранились фрагменты первой (IV) базилики Сан-Марко.
У выхода из церкви стоит древнее изваяние, происхождение которого неизвестно. Обычно его называют Madama Lucrecia: считается, что в нем есть сходство с возлюбленной короля Альфонса Арагонского, мадам Лукрецией, покровительствовавшей художникаам и музыкантам. В былые времена это изваяние было одной из "говорящих" римских статуй.